Глоссарий

4_A-Z    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

4WD, AWD, 4X4
универсальное обозначение полноприводного автомобиля;

4WS, AWS, 4WAS
полноуправляемый автомобиль, в котором колёса задней оси могут отклоняться от своего первоначального положения на небольшой угол;
ABS
автомобильная антиблокировочная система. Приспособление, задающее прерывистый ритм торможения, улучшающий сцепление автомобиля со скользкой поверхностью;
AC
обычный автомобильный кондиционер, знакомый большинству водителей мира;
CDI, CRDi
применение дизельного двигателя с общей топливной рампой высокого давления. Подобная система позволяет получить высокую производительность силового агрегата, минимизировать расход топлива и сократить объём выбросов вредных веществ;
EGR
система вторичной переработки выхлопных газов. Применяется в современных автомобильных моторах — она существенно снижает токсичность создаваемых выбросов;
ESP
электронный комплекс стабилизации. На основании данных, полученных от электронных датчиков автомобиля, распознаёт опасные ситуации и корректирует действия водителя, изменяя подачу крутящего момента на определённое колесо;
FSI, DFI, GDI
обозначения систем непосредственного впрыска, которые предполагают образование топливовоздушной смеси в цилиндре, а не впускной коллекторе автомобиля;
PCS
комплекс автомобильной безопасности, уменьшающий последствия аварии для пассажиров. В большинстве автомобилей он натягивает ремни безопасности, устанавливает оптимальное положение подголовников и отключает электропитание, если столкновения избежать невозможно;
TCS
система, регулирующая подачу топлива в зависимости от степени пробуксовки ведущих колёс. Обеспечивает ровный уверенный старт автомобиля без заносов на любом покрытии дороги;
VIN
идентификационный номер транспорта. Он полностью уникален и не может совпадать с обозначением другого автомобиля;
VVT, CVVT, VVTi
возможность автоматического изменения фаз газораспределения. Система оптимизирует характеристики автомобильного двигателя в различных ситуациях, снижая затраты топлива и одновременно улучшая динамику.

А           наверх

АБРАЗИВ 

1) материал (например, алмазный порошок) для обработки деталей шлифованием, полированием или доводкой;
2) продукты износа деталей (стружка), приводящие к абразивному изнашиванию.

АБРАЗИВНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ (ABRASIVE WEAR)
механическое изнашивание поверхности, вызываемое наличием в масле твердых частиц.

АВТОЛЫ
моторные масла, используемые для смазки автомобильных, тракторных, мотоциклетных двигателей с искровым зажиганием (карбюраторных). К ним относятся также специальные автомобильные масла с присадками.

АВТОМАТ
1) коробка-автомат – АКПП;
2) автоматическое оружие.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЛОКИРОВКА СТАРТЕРА
режим работы сигналки, обеспечивающий невозможность запуска двигателя в период охраны; осуществляется за счет установки дополнительного реле.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
КПП, в которой передачи сами переключаются при достижении определенной скорости, т.е. в авто есть только две педали – тормоз и газ.

АВТОМОБИЛЬ
транспортная безрельсовая машина на колесном или полугусеничном ходу. Работает от собственного двигателя. Автомобили различают: 1) По компоновке основных агрегатов: с передним и задним расположением двигателя, с приводом на заднюю и переднюю ось. 2) По конструкции кузова (молоковоз, рефрижератор, цементовоз). 3) По назначению: пассажирские (легковой автомобиль и автобус), грузовые автомобили, специальные автомобили (напр., пожарные, автокраны), гоночные, тягачи, самосвалы. 4) По проходимости — дорожные, внедорожные (карьерные) и автомобили повышенной и высокой проходимости (внедорожники); 5) В зависимости от рода двигателя — паровые; бензиновые (с двигателем внутреннего сгорания, работающим на автомобильном бензине); дизельные — с двигателем внутреннего сгорания, работающим на дизельном топливе; газобаллонные автомобили — с газовым двигателем внутреннего сгорания, работающим на сжатых или сжиженных горючих материалах. Первый А. с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-70, с двигателем внутреннего сгорания Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885-86. Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колесам (ведущему мосту).

АВТОМОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС, АВТОСЕРВИС (англ. autoservice)
1) техническое обслуживание автомобилей, ремонт автомобилей.
2) Совокупность предприятий, занимающихся таким обслуживанием.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ 

отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, подземный, водный и воздушный автомобильный транспорт. Наземные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный. Подразделяется на транспорт общего пользования, не общего пользования, а также транспорт личного пользования.

АВТОЭМАЛЬ
краска для автомобиля, состоящая из пигмента, смолы, растворителя и отвердителя.

АДАПТЕР
электронное устройство, подключаемое обычно в прикуриватель и служащее для выработки напряжений 1.5в, 6в, 9в и др. для подключения соответствующей аппаратуры.

АДАПТИВНЫЙ КРУИЗ-КОНТРОЛЬ
система автоматического поддержания дистанции.

АККУМУЛЯТОР
(от лат. accumulator — собиратель), устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Группа однотипных электрических аккумуляторов, соединенных электрически и конструктивно для получения необходимых значений тока и напряжения.

АКРИЛ
смола-основа автоэмали – на синтетической полиуретановой и акрилуретановой основе – автоэмали на этой основе являются двухкомпонентными (2К) красителями, т.к. высыхают за счет полимеризации смолы в результате химической реакции с отвердителем, который добавляют непосредственно перед покраской – укладываются на поверхность толстым слоем (до 60 микрон), обладает достаточной прочностью, твердостью, эластичностью и химической стойкостью – например, PPG, Sikkens, Standox, Spies Hecker, Lechler и т.д.

АКСЕЛЕРАТОР
Регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения частоты вращения вала двигателя (скорости движения транспортной машины).

АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
все то, что в той или иной степени помогает избежать аварии – тормоза, управляемость, сцепные свойства шин и т.д., электронно-механические системы: АБС, системы стабилизации и курсовой устойчивости, электронного распределения тормозных усилий и т.д.

АКУСТИКА
1) слышимость музыки в авто;
2) вообще вся аппаратура для музыки.

АЛКИД
смола-основа автоэмали – на синтетической нитроцеллюлозной основе – например, МЛ-12, МЛ-197, Sadolin, Helios, Vika, Mipa – ложатся более толстым слоем, чем нитро (15-20 микрон), эти автоэмали достаточно эластичны, не боятся бензина, однако не устойчивы к атмосферным явлениям – кислотным осадкам и ультрафиолетовому излучению; высыхают вследствие испарения растворителя, а также окисления смолы при контакте с кислородом.
Алкила, Алкилбензин – (Alkylate)
смесь насыщенных углеводородов изостроения, получаемая каталитическим алкилированием парафинов (главным образом изобутана) олефинами, в основном техническими бутиленами, реже пропиленами (обычно используют соответствующие фракции газов крекинга или пиролиза нефтяного сырья). Алкилат применяют для повышения детонационной стойкости бензинов. Октановое число алкилбензина по моторному методу без антидетонационных присадок - не менее 90-91.5, октановое число по исследовательскому методу не нормируется, сортность с добавкой 2.7 г тетраэтилсвинца на кг алкилбензина - не менее ISO-140, начало кипения - не ниже 40°С, конец кипения - не выше 180°С, 80% выкипает в интервале 75-140°С, плотность - 0.698-0.715 г/см3, давление насыщенных паров - не более 46.5 кПа, содержание серы - не более 0.015-0.025% Альтдорфский – автодорожный тоннель, 9.3 км., 1980 г., горный, Швейцария, Альпы.

АМОРТИЗАТОР
(от франц. amortir — ослаблять, смягчать), устройство для смягчения ударов в машинах (в автомобиле, самолете и др.) и сооружениях, для защиты от сотрясений и ударных нагрузок. В амортизаторе используют пружины, торсионы, резиновые элементы, а также жидкости и газы.

АМОРТИЗАТОР ГАЗОВЫЙ
амортизатор, действующим веществом которого является газ. Возвратно-поступательное движение штока амортизатора затрудняется работой по перепусканию через небольшое отверстие газа из одной камеры в другую. Газовые амортизаторы - жесткие, и в свободном сосотоянии давление газа приводит к раздвиганию амортизатора, т.е. он, как и пружина, пытается поднять автомашину.

АМОРТИЗАТОР ДВУХСТОРОННИЙ
амортизатор, который действует (работает) в двух направлениях. Т.е., амор работает при движении штока в обе стороны. Понятно, что такая конструкция амора позволяет амортизировать в два раза эффективнее, чем амортизатор односторонний. Эта конструкция характерна для амортизаторов ВАЗ-2121, производства СААЗ.

АМОРТИЗАТОР КОМБИНИРОВАННЫЙ
амортизатор, действующим веществом которого является как масло, так и газ. Сочетает в себе мягкость масляного амортизатора при не больших нагрузках, так и жесткость газового - при больших, что не дает возможность пробить амортизатор. См. дуоконтроль.

АМОРТИЗАТОР МАСЛЯНЫЙ (ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ)
амортизатор, действующим веществом которого является масло - амортизаторная жидкость. Возвратно-поступательное движение штока амортизатора затрудняется работой по перепусканию через небольшое отверстие масла из одной камеры в другую. Масляные амортизаторы наиболее мягкие в работе. В свободном состоянии остаются в том положении, в котором их оставили.

АМОРТИЗАТОР ОДНОСТОРОННИЙ
амортизатор, который действует (работает) в одном направлении. Т.е., когда шток амортизатора идет в одну сторону - он работает (амортизирует), в другую - не работает (холостой ход). Такая конструкция характерна для амортизаторов ВАЗ-2101, производства СААЗ

АМОРТИЗАТОРНАЯ ЖИДКОСТЬ – (damping fluid)
рабочая жидкость с высокой вязкостью, используемая в гидравлических амортизаторах.

АНТИКОР
антикоррозийная обработка авто.

АНТИКОРРОЗИЙНЫЕ ПРИСАДКИ
препятствуют образованию коррозии на металлических частях возникающей путем комбинированного воздействия воды, кислорода и определенных окислов, образующихся в процессе окисления. Образуют защитную пленку при попадании на поверхность, которую надо предохранить от коррозии. Обычно это щелочные или оксидно-щелочные сульфаты, нейтральные или основные (соли Na, Mg, Ca), жирные кислоты или амины, акенилсукциновые кислоты и их производные, бензотриазолы, толитриазолы и т.д.

АНТИКРЫЛО
приспособление в виде крыла, обеспечивающее автомобилю улучшение обтекаемости и создание вертикальной силы, прижимающей автомобиль к поверхности дороги.

АНТИОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ
устраняют, или по крайней мере замедлеяют, окисление масла путем взаимодействия с первичными продуктами реакции окисления образуя неактивные соединения. Увеличивают срок службы масла. Состав: дитиофосфаты, используемые в качестве веществ, повышающих износостойкость, являются также превосходными антиоксидантами. Также используются заменители фенола ароматические амины.

АРОЧНАЯ ШИНА
бескамерная шина с крупными грунтозацепами, имеющая профиль в виде арки с отношением высоты профиля к его ширине 0,4-0,5. См.также низкопрофильная, обычного профиля и широкопрофильная шина .

АСИММЕТРИЧНЫЙ РИСУНОК (ПРОТЕКТОРА)
на шинах с таким рисунком протектора указывается внутренняя (inside) и наружная (outside) сторона, что необходимо соблюдать при установке такой шины на колесо

АСИММЕТРИЧНЫЙ СВЕТ
ближний свет, смещенный от продольной оси ТС (при правостороннем движении - вправо) для уменьшения ослепления встречных водителей

АЭРОДИНАМИКА
1) обтекаемость авто;
2) научная дисциплина, изучающая особенности обтекания автомобиля потоком воздуха

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
в зависимости от поставленных задач аэродинамические свойства автомобиля могут использоваться по разному. Одна из наиболее главных характеристик авто - аэродинамическое сопротивление. Однако, методами аэродинамики (2) можно осуществлять прижим автомобиля и улучшать его сцепления с дорогой, а также, например, отсекать струей воздуха мошкару от лобового стекла (мухоотбойник) или грязь из-под задних колес у хэтчбека (спойлер заднего стекла 2108). При этом аэродинамическое сопротивления автомобиля увеличивается. Например, при подготовке болидов Формулы-1 к конкретной трассе, спойлера выставляются более горизонтально при наличии большого количества прямых скоростных участков (уменьшают аэродинамическое сопротивление) и более вертикально при небольшом наличии скоростных участков и наличии крутых поворотов (увеличивают прижим болидов к дороге)

АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
аэродинамическое свойство автомобиля, характеризующее степень сопротивления воздуха при движении на больших скоростях. Например, у ВАЗ-2108 после 100 км/час наблюдается рост аэродинамического сопротивления в квадрате от увеличения скорости. Т.е. если Вы поедите даже груженым, но с небольшой скоростью (80-90 км/ч), то потратите меньше бензина, чем, даже если Вы поедите пустой, но с большой скоростью (130-140 км/ч). Аэродинамическое сопротивление ВАЗ-классики еще хуже. Кроме увеличенного расхода топлива большое аэродинамическое сопротивление вызывает неустойчивость авто на больших скоростях.

Б     наверх

БАЗА АТС
расстояние между осями колесного АТС; для многоосного ТС - сумма расстояний между соседними осями. Не путать с колесной базой;

БАЛАНСИР
рычаг, совершающий качательные движения вокруг неподвижной оси, расположенной в средней часть рычага;

БАЛАНСИРНАЯ ПОДВЕСКА
зависимая подвеска колес двух соседних осей ТС, в состав которой входит уравнительный рычаг-балансир;

БАЛАНСИРОВКА
уравновешивание вращающихся деталей относительно их оси вращения для предотвращения биений. Балансировка может быть статической и динамической. Для балансировки колес применяют балансировочные грузики. См. также дисбаланс;

БАЛКА
1) опорный несущий брус любой конструкции;
2) опорный металлический брус, к которому прикреплены колеса с их приводом и элементы подвески;
3) овраг, иногда большой;

БАМПЕР
Энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай легкого удара) в виде бруса, расположенного спереди (часто и сзади); разновидность буфера;

БАРОКАМЕРА
герметическое помещение для сушки авто после покраски;

БАЧОК ОМЫВАТЕЛЯ
бачок для жидкости омывания стекла;

БАЧОК РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ
бачок для сбора излишков тосола при его расширении от нагрева;

БАШМАК
приспособление треугольной формы для остановки (блокировки) колес подкладываются под колесо (с двух сторон) для предотвращения съезжания автомобиля, например, при поддомкрачивании;

БЕЗОПАСНАЯ ШИНА
шина, не боящаяся проколов и позволяющая передвигаться при отсутствии в ней давления воздуха. В настоящее время в конструировании таких шин наблюдается два направления:
1) копания Данлоп предлагает конструкцию пневматической шины, которая позволяет проехать без ущерба 100 км при потере давления. Уже сейчас такими шинами Dunlop комплектует Альфа Ромео;
2) компания Мишлен предлагает совершенно новую (не пневматическую) конструкцию;

БЕЗОПАСНОЕ СТЕКЛО, БЕЗОПАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ СТЕКЛА
автомобильное стекло повышенной твердости, рассыпающееся при авариях (ударе) на множество мелких осколков без острых режущих кромок, которые не образуют порезов. Смотри закаленное стекло, см.также триплекс. Впервые применила на своих автомобилях фирма Вольво в 1944 году ;

БЕЗРАМНЫЙ КУЗОВ, БЕЗРАМНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КУЗОВА
тип кузова, в котором отсутствует рама, и основную (несущую) роль играет сам кузов (несущий кузов). На кузов крепится двигатель, подвеска и другие системы автомобиля. Детали такого кузова подразделяют на несущие и оперение (1). Эта схема характерна для легковых (не больших) автомобилей, т.к., при необходимой жесткости, конструкция имеет меньший вес и более простую конструкцию;

БЕНДИКС
часть стартера, обеспечивающая кручение маховика;

БЕНЗИН
(от франц. benzine, англ. - gasoline) - смесь легких углеводородов (очищенный нефтяной дистиллят с границами кипения от 30° до 220°С) и присадок, предназначенных для улучшения эксплуатационных свойств - горючка, получаемая обычно в результате атмосферной дистилляции нефти. По октановому числу различают несколько типов бензина: АИ-76, 92, 95, 98 и авиационный. Чем выше октановое число, тем бензин лучше и дороже. Бензин бывает этилированным (с добавкой свинца) и не этилированный - более чистый. Добавлением свинца повышают октановое число, но такой бензин экологически грязный и недопустим для использования в автомобилях с катализатором (т.к. он очень бысторо забивается). У бензинов бывают различные примеси. Цвета бензина различны. По способу получения различают бензины: прямогонные, бензин пиролиза, бензин-рафинат, бензин-риформат, крекинг-бензин, газовый бензин. Бензин может быть летним и зимним. Смотри также обозначение бензина, детонация;

БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
поршневой двигатель внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с горючим в виде бензина; такие двигатели при небольшой доработке и установке дополнительного оборудования могут работать на газу. Различают бензиновые двигатели для разных типов бензина - А-76, А-92, А-95, А-98;

БЕНЗОБАК
тонкостенная (обычно металлическая) емкость для бензина в авто;

БЕНЗОНАСОС
насос, обеспечивающий перекачку горючки (бензина) из б/бака в карбюратор (инжектор). Бывает опускным (погружным) и наружным;

БЕСКАМЕРНАЯ ШИНА
пневматическая шина с внутренним гарметизирующим воздухонепроницаемым резиновым слоем и специальным ободом, образующим с колесным диском герметичную воздушную полость. Такая шина не требует применения дополнительно камеры для предотвращения утечки воздуха при накачке колеса. Используется с применением соответствующих колесных дисков, в которых вставлен ниппель для накачки. Маркируется как tubeless. См.также камерная и шина гоночного велосипеда;

БЕСКАПОТНЫЙ КУЗОВ
тип кузова - однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля. Многочисленные дешевые японские и корейские «малыши» вагонной компоновки подходят под это определение;

БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
передача с бесступенчатым регулированием передаточного числа;

БИЕНИЕ
ощущаемые удары или вибрация из-за отсутствия балансировки, например, колес;

БЛИЖНИЙ СВЕТ
1) пучок света, освещающий дорогу на расстоянии около 30 м перед ТС. Ближний свет обычно асимметричный. См. также дальний свет;
2) фары ближнего света;

БЛОКИРОВКА
1) блокировка (отмена работы) дифференциалов (межколесных и межосевого);
2) вообще любое устройство, отменяющее работу какого-либо агрегата - используются в сигналках;

БОКОВИНА ШИНЫ
боковая часть покрышки шины, предохраняющая каркас шины от повреждения;

БОКОВОЕ ЗЕРКАЛО
наружное зеркало;

БОЛТ
крепежная деталь - металлический стержень с резьбой на одном конце и обычно шестигранной головкой на другом;

БОРТ ОБОДА КОЛЕСА
боковая вертикальная стенка обода, к которой прижат борт шины колеса;

БОРТ ШИНЫ
часть покрышки, прижатая к борту обода колеса;

БОРТОВАТЬ
снимать (одевать) покрышку с диска;

БРЕКЕР
подушечный слой покрышки шины, расположенный между протектором и каркасом. Различают обычный и жесткий брекер;

БРЫЗГОВИК
1) кузовная деталь между передним колесом и моторным отсеком;
2) резиновая (пластмассовая, резино-пластмассовая) деталь - гибкий щиток, расположенный за колесом и предохраняющаий от брызг из-под колес расположенные за ней кузовные детали и идущий сзади автотранспорт;

БУТЫЛОЧНЫЙ ДОМКРАТ
обычный гидравлический домкрат с одной или двумя подъемными трубами. Может иметь выворачиваемую часть. В раскрытом положении похож на бутылку;

БУФЕР
Приспособление для смягчения ударов на транспортных средствах (локомотивах, вагонах и др.). Автомобильный Б. называется бампером.

В          наверх

ВАЛ
Деталь машины, передающая крутящий момент и поддерживающая вращающиеся детали. Различают В. прямые (гладкие и ступенчатые), коленчатые, В.-шестерни и т. д., а также гибкие В. и торсионы (передают только крутящий момент);

ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ
вал, передающий часть крутящего момента двигателя на привод вспомогательного оборудования или агрегатируемых машин;

ВАЛ ТРАМБЛЕРА
деталь трамблера передающая вращение с грибка трамблера на бегунок. На валу трамблера также имеется кулачок, который управляет размыканием контакта трамблера. Вал крепится в корпусе трамблера при помощи пластины трамблера с подшипником;

ВАРИАТОР
1) добавочное сопротивление к катушке на некоторых авто. То же что резистор;
2) вообще любое дополнительное сопротивление, или изменяемое сопротивление;
3) бесступенчатая механическая передача;

ВЕДОМОЕ ЗВЕНО
звено механизма, передающее крутящий момент от этого механизма. См. выходное звено, см. также ведущее звено;

ВЕДОМОЕ КОЛЕСО
1) колесо (1), которое воспринимает толкающее усилие от рамы или кузова автомобиля и преобразует поступательное движение автомобиля в свое качение. См. поддерживающее колесо;
2) колесо ременной передачи, принимающее крутящий момент от ведущего колеса (2);

ВЕДОМЫЙ ВАЛ
вал, передающий крутящий момент от этого механизма;

ВЕДУЩАЯ ОСЬ
ось, на которой расположены ведущие колеса;

ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО
1) колесо (1), на которое передается крутящий момент с двигателя и которое приводит автомобиль в движение - колесо, которое преобразует подведенный от источника энергии крутящий момент в силу тяги, а свое вращение - в поступательное движение автомобиля;
2) колесо ременной передачи, передающее крутящий момент;

ВЕДУЩИЙ ВАЛ
вал, передающий крутящий момент к этому механизму;

ВЕДУЩИЙ МОСТ
мост, на котором расположены ведущие колеса. По определению, если есть мост - то его колеса могут быть ведущими. Однако, в целях экономии, при движении по нормальным дорогам, дополнительные мосты обычно отключают. Следовательно, у внедорожника может быть в один момент времени - один ведущий мост, в другой момент - два ведущих моста;

ВЕТРОВИКИ
аэродинамическая защита от задувания при открытии стекол передних/задних дверей. Представляют собой пластиковые изогнутые полосы с наружной отбортовкой, повторяющие переднюю и верхнюю часть стекла. Вставляютяс под бархотку стекла и остаются на месте при открытии опускного стекла, что не дает возможности ветру и дождю залетать в салон;

ВЕТРОВОЕ СТЕКЛО
лобовое стекло;

ВИБРОДАТЧИК
датчик удара с дистанционной регулировкой чувствительности;

ВИНТОВОЙ ДОМКРАТ
домкрат, представляющий собой выкручиваемый из основания большой винт. Этот винт мы выкручиваем - машина поднимается;

ВКЛАДЫШ
Сменная деталь (втулка и т. п.) подшипников скольжения, непосредственно взаимодействующая с цапфой вала или вращающейся оси. Изготовляется из антифрикционного материала;

ВНЕДОРОЖНИК
полноприводное транспортное средство, рассчитанное на продолжительное использование в плохих условиях. Внедорожники обычно имеют кузов, похожий по форме на универсал, хотя существуют и исключения;

ВОЗДУХОЗАБОРНИК
устройство забора воздуха в двигатель; обычно его располагают на определенной высоте, чтобы в двигатель не попадала грязь и вода, и так, чтобы в двигатель попадал подогретый воздух;

ВОЗДУШНАЯ ЗАСЛОНКА
заслонка карбюратора, расположенная перед диффузором, уменьшающая поток воздуха и увеличивающая разряжение в диффузоре, что обеспечивает образование обогащенной горючей смеси, необходимой для пуска холодного двигателя. См.также дроссельная заслонка;

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР
Служит для очистки от пыли (обработки) воздуха, используемого в двигателях;

ВПРЫСК
подача горючего непосредственно в камеру сгорания в инжекторном двигателе (дизельном двигателе). Различают моновпрыск и распределенный впрыск;

ВПУСК
такт работы двигателя, при котором происходит впуск рабочей смеси в цилиндр;

ВПУСКНОЙ КЛАПАН
клапан, открывающийся для впуска рабочей смеси в горшок;

ВПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР
элемент системы питания двигателя, обеспечивающий доставку топливно-воздушной смеси от карбюратора до цилиндров;

ВРЕМЯ ОТКЛИКА
время реакции автомобиля - время от начала воздействия на органы управления до начала выполнения соответствующей системой автомобиля требуемого действия. Например, имеются нормативные показатели для разных автомобилей на время отклика тормозной системы (от начала нажатия на педаль тормоза до соприкосновения тормозных колодок с дисками или барабанами);

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯ
проявления реакции водителя - время от обнаружения мешающего внешнего фактора до начала действия, например, время от обнаружения препятствия до начала давления ноги на педаль тормоза; имеются нормативные значения различных реакция человека, используемые при расчетах возможности избежать ДТП;

ВРЕМЯ ТОРМОЖЕНИЯ
время от момента обнаружения препятствия и нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля. Складывается из времени реакции водителя, времени начала действия тормозной системы (время отклика) и времени непосредственно торможения (от начала торможения колес до остановки);

ВСЕСЕЗОННАЯ ШИНА
пневматическая шина с рисунком протектора для работы как зимой, так и летом. Маркируется как all season, As. См.также летняя и зимняя шина;

ВСЕСЕЗОННОЕ МАСЛО
масло, применяемое для смазки двигателя или других агрегатов в течение всего года. См. также летнее, зимнее масло;

ВТУЛКА
Деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь. В зависимости от назначения применяют В. подшипниковые, закрепительные, переходные и др.;

ВУЛКАНИЗАЦИЯ
технический процесс превращения каучука в резину, используется при заклейке камер с использованием сырой резины;

ВЫПУСК
1) такт рабочего цикла двигателя, соответствующий выпуску отработавших газов из цилиндра;
2) система выпуска;

ВЫПУСКНОЙ КЛАПАН
клапан, открывающийся для выпуска отработанных газов из цилиндра;

ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР
элемень системы выпуска отработанных газов, собирающий выхлопные газы из цилиндров, для отвода их в глушитель;

ВЫРАБОТКА
износ на детали;

ВЫСОТА ПРОФИЛЯ ШИНЫ (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ)
второе число в маркировке шины - указывается как процентное отношение к ширине, например, 70 - высота составляет 70 % от ширины. Если ширина - 175 мм, то, следовательно, высота - 122,5 мм. Часто высоту профиля называют серией. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 185 R14 C 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80 % или 82 %;

ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА
передача, имеющая самое меньшее передаточное число и обеспечивающая максимальную скорость авто;

ВЫХЛОПНАЯ ТРУБА
1) часть системы выпуска отработанных газов, представляющая из себя глушитель без банок;
2) общее название всех элементов системы выпуска;

ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ
продукт сжигания горючего, выходящий из глушителя;

ВЫХОДНОЕ ЗВЕНО
ведомое звено;

ВЯЗКОСТНЫЕ ПРИСАДКИ
придают маслу необходимую текучесть при низких температурах понижая температуру застывания до уровня -15 и -45°C, в зависимости от необходимости и придают вязкость при высоких температурах (чтобы предотвратить контакт между движущимися частями). Состав: сополимеры олефинов, полиметакрилаты, полиизобутилены, стирольные полиэфиры, гидрированные радиальные полиизопрены и др.;

ВЯЗКОСТЬ – (VISCOSITY)
это внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Вязкость масла выступает важнейшим физико-химическим свойством, оказывающим влияние на силу трения. Вязкость масла характеризуется двумя показателями: кинематической вязкостью и динамической вязкостью. Основные ряды вязкости масел обобщены в системы: ISO и SAE;

Г         наверх

ГАБАРИТ
ширина или высота авто;

ГАБАРИТНЫЙ ФОНАРЬ
фонарь, расположенный в передней, задней или боковой части автомобиля или прицепа, указывающий на их габариты;

ГАБАРИТЫ
габаритные огни от габаритных фонарей;

ГАЕЧНЫЙ КЛЮЧ
ручной инструмент для завинчивания и отвинчивания гаек и болтов. Бывают простые одно- и двухсторонние, для круглых гаек, разводные, торцевые, коловоротные, предельные, динамо-метрические и др.;

ГАЗОВЫЙ АККУМУЛЯТОР
аккумулятор для накопления энергии газа под давлением. См. также пневматический аккумулятор, кумулобус;

ГАЗОВЫЙ БЕНЗИН
(natural gasoline) - вид бензина по способу получения - низкокипящий жидкий нефтяной продукт, получаемый из природного газа. Содержит значительное количество пропана и бутана. В результате удаления пропана получают стабильный газовый бензин. Производится преимущественно на газоперерабатывающих заводах;

ГАЗОГЕНЕРАТОР, ГАЗОГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА
установка для термической переработки твердых и жидких топлив в горючие газы. Широко ранее применялись в автомобилях для получения газа из дров, однако, требовали большого количества дров на небольшой пробег автомобиля;

ГАЗОДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
комбинированный дизельный двигатель, дополнительно оборудованный газовой системой питания. Пуск и работа на холостом ходу осуществляется на дизельном топливе, а после выполнения подготовительных операций - на смеси газа (3) и дизельного топлива;

ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ
механизм газораспределения - поршня двигателя работают в определенной последовательности, кроме того, в работе каждого поршня также есть несколько фаз (на начальном этапе в камеру сгорания надо подать рабочую смесь, на конечном - очистить от продуктов сгорания) - всем этим управляет механизм газораспределения; основой механизма газораспределения обычно является один или два распредвала;

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
двигатель внутреннего сгорания, в котором расширяющиеся газы (сгорающее топливо) проходят через лопастные турбинные колеса, заставляя их вращаться. Различают одно- и двухвальные газотурбинные двигатели;

ГАЛЛОН
мера объема (3.5-4.5 л в разных странах, 3,8 л в США);

ГАЛОГЕНОВАЯ (ГАЛОГЕННАЯ) ЛАМПА
лампа с повышенной светоотдачей за счет использования в ней паров йода;

ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
химический источник тока;

ГАРДРЕЙЛЬ
(англ. guard-rail - поручень), то же, что отбойник ;

ГАСЯЩЕЕ УСТРОЙСТВО
часть подвески, обычно в виде амортизатора, которая служит для быстрого гашения колебаний кузова ТС. См. гасящий элемент;

ГАШЕТКА
педаль газа, например, «жми на гашетку»;

ГЕНЕРАТОР
Устройство, аппарат, машина, производящие какой- либо продукт (напр., ацетиленовый Г., парогенератор), вырабатывающие электрическую энергию (напр., электромашинный, магнитогидродинамический, термоэмиссионный Г.) либо создающие электрические, электромагнитные, световые или звуковые сигналы колебания, импульсы (напр., ламповый, магнетронный, квантовый, ультразвуковой Г.);

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОХОДИМОСТЬ
проходимость - возможность проезда автомобилем определенной местности исходя из геометрических характеристик автомобиля: угол въезда, угол съезда, угол рампы, радиус поворота и т.п. Все углы замеряются для АТС полной массы;

ГЕРМЕТИК
полимерное вещество от жидкотекучего до пастообразного, обладающее способностью герметизировать различные соединения, швы, стыки;

ГИБРИДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
двигатель, сочетающий в себе несколько типов двигателей. Например, Тойта разрабатывает автомобили с электрическими мотор-колесами, а электричество вырабатывает обычный бензиновый или дизельный двигатель. Более правильным наименованием является - гибридная силовая установка, т.к. имеется сочетание нескольких типов двигателей;

ГИДРАВЛИКА
1) тормозная система, рулевой усилитель, т.е. все где есть гидра (жидкость);
2) тормозные цилиндры и цилиндры сцепления;

ГИДРОУДАР
происходит при попадании воды в горшок через воздухозаборник или из-за прорыва ПГБЦ. Поршень, доходя до ВМТ ударяется в находящуюся в горшке воду, что приводит к выходу двигла из строя;

ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ (ГУР)
(Система, состоящая из насоса и шлангов, облегчающих поворот руля. Особенно помогает ГУР при повороте колес на неподвижном автомобиле и с низкопрофильной резиной, т.к. в этом случае "пятно контакта" резины с дорогой максимально, а качения нет. Из минусов ГУРа можно отметить то, что при быстром вращении рулевого колеса насос может не успевать перекачивать жидкость и перегреться, что приведет к сопротивлению во вращении. К счастью, на современных автомобилях это маловероятно;

ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА
Зубчатый механизм трансмиссии автомобилей и других самоходных машин, служащий для передачи и увеличения крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, а следовательно, и для увеличения тягового усилия;

ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДР
главный цилиндр, передающий создаваемое в нем давление (при нажатии на педаль тормоза и работе ВУТ) на передние и задние рабочие цилиндры тормозных механизмов и регулятор тормозов. Для повышения надежности тормозов применяют двухполостные ГТЦ;

ГЛАВНЫЙ ЦИЛИНДР
цилиндр гидравлический, используемый для создания давления в системе - за счет преобразования механического движения поршня в цилиндре, связанным с нажатием на педаль, в давление жидкости в цилиндре. С главного цилиндра давление по трубкам (шлангам) передается на рабочие цилиндры;

ГЛУШИТЕЛЬ
устройство для снижения шума выхлопных газов в автомобиле, гашения искр и (в глушителях с катализатором) для уменьшения токсичности выхлопных газов;

ГОРОДСКОЙ ЦИКЛ
режим движения авто по городу. Имитация проводится по специальной методике по ГОСТ 20306-90 «Топливная экономичность АТС. Номенклатура показателей и методы испытаний»;

ГОРЮЧАЯ СМЕСЬ
топливно-воздушная смесь, поступающая в цилиндры ДВС. Состав смеси определяется коэффициентом избытка воздуха;

ГРИППЕР
резиновая полоса, надевающаяся на колеса, имеет грязевой протектор и шипы;

ГРУЗИК БАЛАНСИРОВОЧНЫЙ
устанавливаемый при балансировке на колесный диск грузик. Может быть обычным - зажимным (на штампосварные диски) и самоклеющиеся (на литые и кованные диски);

ГРУНТ
промежуточный слой краски, выполняющий роль порозаполнителя, защитного слоя и выравнивателя цвета;

ГРЫЖА
местное повреждение покрышки - выступ сбоку;

Д         наверх

ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ
регламентируемый показатель давления воздуха в шинах, измеряемый манометром (для Жигулей - 1,9 кгс/кв.см). Для легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей (и автобусов), изготовленных на базе агрегатов легковых автомобилей и прицепов к ним, допускается отклонение от указанных значений на 0,1 кгс/кв.см, а для грузовых автомобилей, автобусов и прицепного состава к ним - на 0,2 кгс/кв.см. Существуют автомобили с системой контроля давления в шинах, его поддержания (при проколах) и сигнализации о неисправностях в шинах. В настоящее время ведутся активные разработки шин, которые позволяют непродолжительное время использовать их без давления воздуха внутри. Смотри также единицы измерения давления;

ДАЛЬНИЙ СВЕТ
пучок света, освещающий дорогу не менее чем на 100 м перед ТС. В ночное время приводит к ослеплению водителей встречных а/м, поэтому необходимо его переключение на ближний при разъезде со встречками. Смотри также ближний свет;

ДАТЧИК Б/БАКА
элемент топливопровода, обеспечивающий забор топлива из б/бака, снабжен поплавком, который обеспечивает замер уровня топлива в б/б. Уровень топлива переводится в электрический сигнал, воспринимаемый указателем уровня топлива. Смотри также топливомер;

ДАТЧИК ДАВЛЕНИЯ МАСЛА
датчик, измеряющий давление масла в системе смазки и передающий информацию на указатель давления масла панели приборов;

ДАТЧИК КИСЛОРОДА
датчик, используемый в инжекторном двигателе, для определения количества кислорода в выхлопном газе и оценки степени сгорания горючки (чем меньше кислорода - тем лучше сгорело). Данные кислородного датчика используются для регулировки состава топливно-воздушной смеси. Устанавливается обычно в выпускном коллекторе. Называют также лямбда-зондом;

ДАТЧИК УДАРА
датчик сигнализации на удар;

ДАТЧИКИ ДОЖДЯ И СВЕТА
сенсоры, устанавливающиеся на лобовое стекло для определения погодных условий. Благодаря им могут автоматически включаться стеклоочистители и фары автомобиля;

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
тепловой двигатель, в котором горючка воспламеняется непосредственно в рабочей внутренней полости двигателя (например, в горшке) или сгорающее топливо проходит в рабочую полость. ДВС делятся на поршневые, роторно-поршневые и газотурбинные;

ДВИГАТЕЛЬ С ТУРБОНАДДУВОМ
поршневой двигатель с турбонаддувом - турбокомпрессором, подающим необходимый для сгорания топлива воздух под сильным избыточным давлением. Обычная схема современных дизелей. См. турбированный двигатель. См также двигатель с наддувом;

ДВУХОБЪЕМНИК
автомашина с двумя объемами, например, универсал или хэтчбек;

ДВУХОСНИК
машина с двумя ведущими осями;

ДВУХСКАТНЫЙ
по два колеса (ската) с каждой стороны на одной оси;

ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
поршневой двигатель, в котором рабочий цикл совершается за два хода поршня (вниз-вверх), т.е. за один оборот коленчатого вала;

ДВУХЭЛЕКТРОДНАЯ СВЕЧА
многоэлектродная свеча с двумя отрицательными электродами;

ДЕТЕРГЕНТЫ
моющие присадки;

ДЕФЛЕКТОР
спойлер;

ДИАГОНАЛЬНЫЙ РЫЧАГ ПОДВЕСКИ
рычаг подвески, обеспечивающий перемещение оси колеса в плоскости, расположенной под углом к продольной оси ТС, т.к. сам расположен по диагонали;

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
солярка; топливо, предназначенное для дизельного двигателя. Представляют собой смесь углеводородов с температурой кипения 180 - 360°С. В некоторые марки дизтоплива вводятся присадки для улучшения его эксплуатационных свойств. Дизельное топливо, впрыснутое в сжатый и нагретый в цилиндре воздух (500-700°С), должно распылиться, частично испариться и самовоспламениться за очень короткий (0,002-0,003 с) промежуток времени - ПЗС. Бывает летним и зимним. Характеризуется цетановым числом, прокачиваемостью, вязкостью и низкотемпературными свойствами;

ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
поршневой ДВС с воспламенением от сжатия - двигатель, изобретенном Р.Дизелем. В этом двигателе топливо впрыскивалось непосредственно в цилиндр и воспламенялось теплом сжатия. Это позволило достичь намного больших степени сжатия и давления продуктов сгорания, чем у обычного двигателя внутреннего сгорания с воспламенением искрой, а также уменьшить расход топлива на 20-30%, хотя и ценой некоторого увеличения массы конструкции и снижения скорости вращения. Дизельные двигатели работают на дизтопливе. В зависимости от ЦЧ дизтоплива говорят о жесткой и мягкой работе дизеля. Различают также газодизельные двигатели;

ДИНАМИКА
характеристика автомобиля, отражающая разгонные способности авто и быструю реакцию на гашетку, например, хорошая динамика - быстрый разгон и быстрая реакция;

ДИНАМИЧЕСКАЯ БАЛАНСИРОВКА
балансировка, выполняемая на балансировочном станке при сообщении вращения балансируемой детали. Только при этом виде балансировки учитывается толщина колеса и возможный дисбаланс его сторон;

ДИНАМОМЕТР
ключ с измерителем усилия закручивания;

ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ ВЕДОМЫЙ
деталь сцепления, находящаяся в зацеплении с корзиной сцепления (прикрепленной к маховику двигателя) и с первичным валом КПП; при нажатии на педаль сцепления диск выходит из зацепления с корзиной, что приводит к рассоединению двигателя и КПП. То же что диск сцепления;

ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ ВЕДУЩИЙ
корзина сцепления;

ДИСКОВАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
тормозная система с использованием тормозных дисков. Эта система более эффективна, чем барабанная;

ДИСКОВЫЙ СИНХРОНИЗАТОР
синхронизатор, обеспечивающий выравнивание угловых скоростей соединяемых деталей за счет многодискового фрикционного устройства;

ДИСПЕРСНЫЕ ПРИСАДКИ
дисперсанты - сохраняют в виде суспензии все твердые примеси, которые образуются в результате работы двигателя автомобиля: несгоревшие углеводороды, смолы, грязь, сажу и примеси, полученные в результате применения моющих присадок. Тем самым предотвращают скопление твердых примесей, уменьшают риск образования примесей (грязи) в не прогреваемых частях двигателя автомобиля (например, у коленвала). Обычно состоят из основных компонентов группы алкениловых сукценимидов, янтарных эфиров или их производных;

ДИСТАНЦИЯ
расстояние до впереди идущей машины;

ДИФФЕРЕНТ
продольный угол наклона автомобиля, замеряется кренометром;

ДИФФЕРЕНЦИАЛ
шестеренное устройство, передающее вращательное движение на ведущие колеса и обеспечивающее их разную скорость вращения для обеспечения поворота а/м и езды по неровным дорогам без износа покрышек (у внутреннего колеса путь короче, чем у внешнего; у колеса, переезжающего через бугор, путь длиннее, чем у колеса, которое едет по ровной дороге). Однако у дифференциала есть и отрицательное качество - при пробуксовке одного из колес, дифференциал передает ему всю мощность, а второе колесо, находящееся в зацеплении с дорогой - неподвижно. Изобретен в 1828 г. во Франции Пеке, а в современном виде в 1877 г. (Старлей и Пекер);

ДЛИННАЯ ПЕРЕДАЧА
передача КПП, которая работает на большом диапазоне скоростей и с большим диапазоном перекрытия с соседними передачами. Противоположность - короткая передача;

ДОКАТКА
запасное колесо уменьшенного размера, чтобы занимало меньше места; служит для доезда (докатки) до шиномонтажа;

ДОМКРАТ
устройство подъема автомобиля для замены колеса или для ремонта. Различают домкраты следующих конструкций: гидравлические (бутылочные и подкатные, электрогидравлические), винтовые, реечные, рычажные (в том числе ромбические) и эластичные надувные подушки - аирджеки, работающие от выхлопных газов;

ДРОССЕЛЬНАЯ ЗАСЛОНКА
заслонка карбюратора, расположенная за диффузором и регулирующая количество горючей смеси, подаваемой в цилиндры двигателя. В карбе может быть две дроссельные заслонки. Тогда сначала открывается одна дроссельная заслонка, а затем другая. См.также воздушная заслонка;

ДУГА БЕЗОПАСНОСТИ
ограждение в виде дуги, установленной внутри кузова над водителем, предохраняющее его от травм при опрокидывании автомобиля. Наиболее актуальны дуги безопасности для кабриолетов (т.к. у них отсутствует крыша как таковая), где они выполняются обычно над подголовниками кресел;

ДУМПЕР
тип авто, самосвал с одноместной кабиной и дублирующим управлением, позволяющим водителю поворачиваться на 180 град для работы без разворота автомобиля в обоих направлениях движения с одинаковой скоростью.

Е       наверх

ЕВРО-I, ЕВРО-II, ЕВРО-III
нормы по экологическим показателям автомобилей (в порядке их ужесточения).

Ж      наверх

ЖИДКАЯ СМАЗКА
смазка, обладающая текучестью при рабочих температурах. См.также густая смазка;

ЖИДКИЙ КЛЮЧ
средство автохимии, обычно в виде спрея - позволяет после полива и некоторого ожидания откручивать закисшие соединения;

ЖИКЛЕР
деталь с калиброванным отверстием, дозирующая расход горючего, воздуха… Ниаболее частое место применения - карбюратор, в котором имеются и воздушные и топливные жиклеры.

З       наверх

ЗАДНИЙ МОСТ
Комплекс узлов самоходных машин (напр., автомобиля, трактора), обычно передающий движителю крутящий момент от карданного вала или коробки передач и вертикальную нагрузку от кузова (рамы), а от движителя окружные и боковые усилия на кузов (раму);

ЗАЖИГАНИЕ
В двигателях внутреннего сгорания (ДВС), принудительное воспламенение рабочей смеси в камере сгорания ДВС.

И        наверх

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР АВТОМОБИЛЯ
17-ти значная комбинация цифр, букв и т.д., определяющая индивидуальный номер каждого автомобиля, а также когда, где, кем и в какой комплектации собрана машина. Единых международных нормативных документов, обязательных для исполнения и устанавливающих принципы построения VIN, нет. Любой изготовитель вправе формировать его произвольно. Однако, европейские фирмы применяют общие рекомендации стандартов ISO: ISO 3779-1983 (Идентификационный номер транспортного средства) и ISO 3780-1983 (WMI). На них же основаны директивы ЕЭС (Европейское экономическое сообщество): 76/114/EEC и 78/507/EEC, а также российские стандарты - с 01.01.2004 действует ГОСТ Р 51980-2002. Он в части, касающейся принципов построения VIN, идентичен стандартам ISO 3779-1983 и ISO 3780-1983. До введения ГОСТа VIN формировали по ОСТу 37.001.269-96. Изготовители из США, Кореи, Японии, поставляя автомобили в Европу, в том числе Россию, также строят VIN по этим принципам. Стоит заметить, что требования ISO носят рекомендательный характер, а требования ГОСТ - обязательны. В указанных стандартах система VIN построена так, чтобы не было повторов номеров - одинаковых сочетаний знаков - в течение 30 лет. У транспортного средства может быть только один VIN. Его присваивает конечный изготовитель - тот, кто выпускает пригодный к эксплуатации автомобиль, независимо от того - сделан он “с нуля” или собран из крупных узлов. См. также Структура VIN, Месторасположение VIN, Рекомендации по уходу за VIN;

ИММОБИЛАЙЗЕР
основа автомобильной системы безопасности. Устройство, не позволяющее выполнить запуск мотора без оригинального ключа зажигания;

ИНДИКАТОРНЫЙ КОД ТС
последняя часть VIN (с 10 по 17 символы) - VIS - состоит из восьми знаков и отражает уникальность ТС. Первым ставят код года изготовления ТС или модельного года, вторым - сборочного завода. Места с третьего по восьмое отведены для производственного (порядкового) номера ТС. Причем его ставят на последние позиции (см. пример построения VIN), а знаки с восьмого по пятый включительно, должны быть цифрами. Если производственный номер шестизначный и менее, свободные места занимают нулями. См. также WMI и VDS;

ИНЕРЦИОННАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
передача - инерционный вариатор;

ИНЕРЦИОННЫЙ РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ
ремень безопасности, саморегулирующийся - за счет внутренней пружины находится в постоянном натяжении. При попытке резко вытянуть ремень (аварийная ситуация) - он заклинивает, удерживая пристегнутого человека;

ИНЖЕКТОР
синоним электронного впрыска топлива. Система подачи топлива в автомобильный двигатель через форсунки, управляемые миниатюрным компьютерным блоком;

ИНЖЕКТОРНЫЕ СВЕЧИ
свечи, используемые в инжекторных двигателях ВАЗ, с уменьшенным шестигранником (17мм) (тонкие свечи);

ИНЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
автомобильный двигатель - появился в конце 1970-х годов, как топливная система с электронным управлением по обратной связи. В этой системе датчик кислорода в выхлопной трубе определяет полноту сгорания, а электронная схема устанавливает оптимальное соотношение топливо/воздух путем перемещения иглы в жиклере. В топливной системе с обратной связью состав топливно-воздушной смеси контролируется и регулируется несколько раз в секунду. Этот двигатель получил название моновпрыск. В середине 1980-х годов было предложено впрыскивать топливо отдельно в каждый цилиндр, где оно должно смешиваться с втягиваемым туда воздухом. Это позволило с высокой точностью контролировать состав топливно-воздушной смеси, так что стало возможным выбирать оптимальный состав смеси отдельно для каждого цилиндра (распределенный впрыск), в отличии от способа централизованного приготовления смеси в карбюраторе или моновпрыске. В такой системе индивидуального впрыска топлива имеется несколько датчиков, измеряющих рабочие параметры двигателя - частоту вращения коленчатого вала, температуру и нагрузку, - а подача топлива точно регулируется компьютером, обеспечивающим оптимальное сгорание при любых условиях;

ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
элемент безопасности автомобиля - системы, которые, порой без участия водителя, могут вмешаться в управление, чтобы предотвратить аварию, например, система автоматического поддержания дистанции («адаптивный круиз-контроль»);

ИСКРА
создаваемое свечой зажигания на короткое время горение (плазменная дуга) между своими электродами, которое служит для поджига топливно-воздушной смеси;

ИСКРОГАСИТЕЛЬ
устройство гашения искр в выхлопных газах мощных двигателей. Обычно, представляет собой первую банку резонатора. У маломощных двигателей отсутствует. Например, у резонатора ВАЗ-2106 искрогаситель есть (у него две банки), а у резонатора ВАЗ-2101 искрогасителя нет (всего одна банка).

К      наверх

КАБРИОЛЕТ
тип кузова - Cabriolet - кузов со складывающейся крышей - пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися боковыми окнами. По общепринятой международной классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин, торпедо и фо-кабриолет;

КАЛЬЦИЕВАЯ СМАЗКА
мягкая, коричневая густая смазка для применения в узлах трения и для консервации при температуре выше 80 град С;

КАМЕРА СГОРАНИЯ
замкнутое пространство для сжигания газообразного, жидкого или твердого топлива в тепловом двигателе. В ДВС - пространство над поршнем в его (поршня) верхнем положении, т.е. минимальный объем поршневого цилиндра;

КАМЕРНАЯ ШИНА
пневматическая шина, имеющая покрышку, камеру, а у шин грузовых автомобилей - еще и ободную ленту. Маркируется как tube type;

КАПОТ
1) выступающая впереди машины часть кузова обычно с мотором;

2) откидная крышка капота или моторного отсека;

КАРБЮРАТОР
узел, в котором осуществляется предварительная подготовка топливовоздушной смеси для автомобиля. Проходя сквозь узкое отверстие (жиклёр), бензин распыляется в воздухе, образуя относительно однородный состав;

КАРБЮРАТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
поршневой бензиновый двигатель с приготовлением горючей смеси в карбюраторе - в карбюраторном двигателе подача топлива связана с использованием карбюратора - устройства для смешивания топлива и воздуха (обычно в соотношении 1 к 12-15), чтобы сгорание было достаточно полным. При отходе поршня (1), на такте впуска (впускные клапана в цилиндр открыты), воздух втягивается в карбюратор через воздушный фильтр, а топливо впрыскивается в воздушный поток. Топливно-воздушная смесь подается в цилиндры через обычно подогреваемые каналы впускного коллектора, что способствует испарению жидкого топлива;

КАРДАН
устройство передачи вращательного движения от КПП или раздатки к заднему или переднему мосту с использованием крестовин. Изобретен в 1545 г., Италия, Джеронимо Кардано;

КАРДАННЫЙ МЕХАНИЗМ
шарнирный механизм, обеспечивающий вращение двух валов под переменным углом благодаря подвижному соединению звеньев (жесткий К. м.) или упругим свойствам специальных элементов (упругий К. м.). Последовательное соединение двух К. м. называется карданной передачей;

КАРКАС ШИНЫ
основная часть покрышки, состоящая из нескольких слоев корда;

КАРТЕР
также называют поддоном автомобильного двигателя. Он предназначен для накопления смазочного материала, опоры некоторых деталей и защиты автомобильного мотора от дорожной грязи;

КАСКО
(casco) - борт ТС: речного, морского, воздушного судна или автомобиля. Термин применяют в страховании. Под термином "страхование КАСКО" (угон/хищение + ущерб) понимается возмещение ущерба в результате повреждения или конструктивной гибели самого транспортного средства, а также возмещение понесенных убытков в результате угона/хищения транспортного средства (согласно событиям, оговоренным в условиях договора). Каско не включает страхование пассажиров, груза, ответственности перед третьими лицами. Термин "КАСКО" в переводе означает "весь, полный" и подразумевает под собой страхование транспортного средства (ТС) как от ущерба, так и от угона/хищения. Не совсем правильно применять термин КАСКО к страхованию только ущерба, также как и использовать термин "частичное КАСКО";

КАТАЛИЗАТОР
устройство очистки выхлопных газов автомобиля, обеспечивающее соответствие выхлопа экологическим нормам. Обычно представляет из себя керамическую соту с небольшими отверствиями. Однако общая площадь этих отверствий значительно превышает площадь сечения приемной трубы глушителя. Катализатор очень чувствителен к качеству бензина и сжигания горючки, недопускает длительного таскания на галстуке с неработающим двигателем, т.к. это приводит к его быстрому засорению несгоревшим топливом;

КАТАФОТ
световозвращательный элемент;

КАТУШКА, КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ, КАТУШКА В/В
устройство для получения высоковольтного напряжения в системе зажигания. Управляющее низковольтовое напряжение подается на первичную обмотку катушки от контакта трамблера, а в/в напряжение, снимаемое со вторичной обмотки, через центральный провод подается на центральный контакт крышки трамблера. Конструктивно катушка представляет собой цилинлрический металлический стакан с отлитой пластмассивой крышкой, на которой расположены низковольтовые контакты и один высоковольтный (по центру). Внутри стакана распологаются обмотки, залитые маслом для охлаждения. В бесконтактной системе зажигания катушку называют модулем зажигания;

КИКСТАРТЕР
педальный пусковой механизм;

КИСЛОТНЫЙ АККУМУЛЯТОР
электрический аккумулятор с кислотным электролитом. Обычно применяются в авто;

КЛАПАНА
устройства, обеспечивающие впуск и выпуск горючки в горшки. Различают впускные и выпускные (горячие) клапана;

КЛАПАННАЯ КРЫШКА
верхняя крышка двигателя, закрывающая устройство привода и регулировки клапанов;

КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ
существует несколько систем классификации масел: по вязкостно-температурным свойствам в настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE по эксплуатационным свойствам (назначению и качеству) в классификации масел по качеству и назначению в настоящее время существует одновременно несколько систем - ISO, API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ (для стран СНГ). Наряду с общепринятыми системами классификации масел Военное ведомство США (MIL) и крупные производители автомобилей и техники (OEM) выдвигают дополнительные требования (спецификации) к качеству масел;

КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ
система автоматического управления температурой и направлением обдува, позволяющая поддерживать неизменно комфортабельные условия в салоне либо даже его части;

КЛИНОВЫЙ РЕМЕНЬ
ремень , имеющий профиль клина (трапецеидальное сечение). Более плотно входит в зацепление со шкивами, чем плоский ремень, т.к. в шкивах выемка под ремень также сделана в форме клина, и ремень, попадая туда, зажимается между двумя поверхностями. Следует отметить, что рабочими поверхностями ремня генератора являются боковые, а не нижняя, как многие думают. Кроме того критичным является также выработка паза на шкиву, когда в нем ремень уже не зажимается с боков. Характерным признаком износа ремня (или шкива) является свист ремня. Натяжением ремня здесь дело уже не поправишь, т.к. не работают уже основные (боковые) поверхности;

КЛИНО-РЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР (КЛИНОРЕМЕННЫЙ)
фрикционный вариатор с гибким клиновым ремнем, охватывающим ведущий и ведомый шкивы. Передаточное отношение меняется сдвиганием-раздвиганием шкивов;

КЛИРЕНС
расстояние между самой нижней частью авто и дорогой без учета колес и брызговиков;

КОВАНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДИСК
колесный диск, полученный технологическим методом поковки - наиболее прочный и эластичный (не ломается, а гнется) диск;

КОД ГОДА ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВЫПУСКА) ТС
первый символ VIS (десятый символ VIN), характеризующий год изготовления ТС. На сегодня (в соответствии с ISO 3779-1983) он имеет следующие значения;

КОЛЕНВАЛ
важнейший компонент двигателя. Благодаря особой форме он преобразовывает поступательное движение поршня во вращение. За счёт этого удаётся передавать крутящий момент на колёса и обеспечивать прямолинейное движение;

КОЛЕСНАЯ БАЗА

расстояние между парой передних или задних колес. Характеризует ширину дороги, необходимую для проезда автомобиля, и его устойчивость в поворотах (чем больше колесная база - тем выше устойчивость). Иногда колесная база передних и задних колес может быть разной, для того, чтобы задние колеса не шли по колее передних. Это характерно для внедорожников. Не путать с базой автомобиля;

КОЛЛЕКТОР
узел, в котором соединяются несколько каналов. В автомобильной терминологии наиболее часто встречается выпускной коллектор (место присоединения выхлопной трубы к двигателю) и впускной (устройство для распределения топливовоздушной смеси между цилиндрами);

КОЛПАЧОК ТРАМБЛЕРА
резиновый (силиконовый) уплотнитель соединения в/в провода и крышки трамблера, а также центрального в/в провода и катушки. Колпачок трамблера короче и шире, чем свечной колпачок;

КОЛЬЦА ПОРШНЕВЫЕ

детали в виде разорванного кольца, одеваемые на поршень для его уплотнения в цилиндре. На каждый поршень обычно одевается три кольца;

КОМБИ
устаревший термин для обозначения хетчбэков и универсалов с покатой задней дверью;

КОМБИНИРОВАННАЯ СМАЗКА
смазка под давлением и смазка разбрызгиванием;

КОМБИНИРОВАННАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
тормозная система с использованием тормозных дисков (обычно спереди) и тормозных барабанов (обычно сзади);

КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
поршневой двигатель, который при небольших изменениях может работать на разных видах топлива, например, на бензине и на спирте (кстати, Латинская Америка лидирует по количеству спиртовых заправок - их там уже больше сотни) или дизельный двигатель специального исполнения, который может работать не только на дизельном топливе, но и на бензине, керосине и на некоторых других топливах. В комбинированных двигателях возможен как переход с одного топлива на другое, так и одновременное использование различных топлив. Различают газодизельные двигатели, бензиновые двигатели с газовым оборудованием и др.;

КОМПЛЕКСНЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОР
гидротрансформатор, который на определенных режимах работает как гидромуфта при свободно вращающемся реакторе;

КОМПРЕССИЯ
степень сжатия цилиндром горючей смеси (чем компрессия выше, тем лучше поршневая);

КОМПРЕССОМЕТР
манометр - прибор для измерения давления (компрессии);

КОМПРЕССОР
1) электроинструмент для накачки колес, возможно, с запрограммированным порогом отключения - машина для нагнетания воздуха под давлением;

2) устройство автомобиля, создающее давление, например, в воздушной тормозной системе или в системе подачи топлива;
3) инструмент, создающий воздушное давления для использования в пневмоинструменте или для покраски;

4) часть газотурбинного двигателя, создающая давление газов Конвекция – перенос теплоты в жидкостях, газах или сыпучих материалах потоками этих веществ. Различают принудительную и естественную конвекцию;

КОНДЕНСАТОР
1) электрическое устройство, которое применяется в трамблере в качестве сосредоточенной электрической емкости. Может использоваться также для уменьшения искрения между контактами прерывателя;

2) устройство для осуществления перехода вещества из газообразного или парообразного состояния в жидкое или твердое, например, в паровом двигателе он охлаждает отработанный пар перед возвратом в водяной бак;

КОНДИЦИОНЕР
устройство для подготовки воздуха по определенным параметрам (влажности, чистоты, температуры, состава) и поддержания его в заданных пределах;

КОНТАКТ ТРАМБЛЕРА, КОНТАКТНАЯ ГРУППА ТРАМБЛЕРА
деталь трамблера, обеспечивающая размыкание и замыкание управляющей (первичной) обмотки катушки зажигания в зависимости от положения кулачка вала трамблера;

КОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
система зажигания, использующая механический контакт в трамблере для передачи напряжения. Контактная система зажигания характеризуется более низкой надежностью, более низким напряжением (чем БКСЗ) и небольшим свечным зазором. Однако ремонтопригодность у такой системы выше, т.к. она использует более простые устройства;

КОНТРГАЙКА
дополнительная (вторая) гайка, служащая для восприпятствования самораскручиванию резьбового соединения за счет дополнительного затягивания между двумя гайками;

КОРД
1) специальная прорезиненная ткань с прочной основой из крученых нитей хлопка, вискозы, капрона или стальной проволоки, образующая каркас шины;
2) крученая прочная нить, используемая при изготовлении покрышек автомобильных шин;

КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ, КОРОБКА ПЕРЕДАЧ КПП
устройство, передающее вращательное движение с двигателя (через сцепление) в трансмиссию (на кардан для заднеприводных авто или на привода - для переднеприводных авто) и обеспечивающее как изменение скорости вращения, так и направления вращения при помощи рычага переключения передач (механические КПП) или в автоматическом режиме (АКПП); или вот научное толковании - агрегат трансмиссии автомобиля для изменения крутящего момента путем изменения передаточного числа между коленчатым валом двигателя и трансмиссией в более широких пределах, чем это можно осуществить изменением режимов работы двигателя; кроме того коробка передач позволяет разобщить вал двигателя от движителя на длительное время; обеспечивает также движение задним ходом;

КРАШ-ТЕСТ, КРЭШ-ТЕСТ
тест авто и его пассажиров (маникенов) на безопасность при аварии. Т.е. испытание автомобиля на фронтальный, боковой, кососимметричный и офсетный удары. Краш-тесты проводятся на определенной скорости. Различают также удары в неподвижное (бетон) и сминаемое препятствие;

КРЕН
поперечный углы наклона автомобиля, замеряется кренометром;

КРЕНОМЕТР
прибор, показывающий углы наклона автомобиля, поперечный - крен, продольный - дифферент. Некоторые современные автомобили невозможно перевернуть, т.к. комплект приборов не позволяет это выполнить водителю. Например, за счет расчета радиуса поворота (по положению колес), скорости входа в поворот (по тахометру), наклона автомобиля (по кренометру) - вырабатывается сигнал компьютером, и скорость авто, входящего в поворот, уменьшается до допустимой, независимо от действий водителя;

КРОНШТЕЙН
Консольная опорная деталь (конструкция) для крепления других деталей или узлов машин (сооружений) к стене, стойке (колонне) и т. п.;

КРОССОВЕР
автомобиль повышенной проходимости, рассчитанный на преодоление лёгких дорожных препятствий. Возможность постоянного передвижения на кроссовер по бездорожью не предусмотрена, этот термин распространен в США, как заменитель используемого у нас слова джип, что не позволительно, т.к. это зарегистрированное товарное имя;

КРУИЗ-КОНТРОЛЬ
специальное устройство для поддержания постоянной скорости авто без нажатия на педаль газа; автоматически снимается при нажатии на тормоз или газ; обычно доступно только с АКПП;

КРЫШКА ТРАМБЛЕРА
верхняя пластмассовая (прессованная или литая (что лучше)) деталь трамблера, обеспечивающая передачу в/в напряжения из трамблера на свечи и катушку;

КСЕНОН
ксеноновая лампа - безнитевая лампа, обеспечивающая свечение за счет газа, находящегося между двумя электродами; дает свет в более яркой бело-голубой области спектра (у ламп накаливания - цвет желтый); имеет повышенную надежность за счет отсутствия нити накаливания;

КУЗОВ
корпус авто - принятая форма автомобиля для перемещения людей и грузов. Различают рамную и безрамную конструкцию кузова. С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей. Имеются также французская, английская, немецкая и т.д. и т.п. системы классификации;

КУПЕ
тип кузова (Запорожец). Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и с одним основным или одним основным и одним дополнительным рядами сидений;

КУПЕ-КАБРИОЛЕТ
отличается наличием жёсткой складной крыши, которая раскладывается автоматизированным приводом.

Л            наверх

ЛАМЕЛИ
бритвенные (очень узкие) разрезы на протекторе покрышки. Обеспечивают более хорошее сцепление с дорогой (особенно мокрой) за счет вакуумного присасывания;

ЛАНДО
автомобиль, у которого крыша складывается только над задними сидениями. Некоторые современные производители называют ландо машины с панорамными сдвижными люками в крыше;

ЛЕБЕДКА
устройство силового наматывания троса в передней части авто (обычно джипа) для вытаскивания его при застревании; бывает механическая, электрическая, ручная и гидравлическая от насоса гидроусилителя руля. Иногда в качестве лебедки применяют хай-джек;

ЛЕГКОСПЛАВНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДИСК
литой колесный диск;

ЛЕТНЕЕ ДИЗ ТОПЛИВО
дизельное топливо, имеющее высокую температуру замерзания. При замерзании топливо превращается в гель и перестает течь по топливопроводам;

ЛЕТНЕЕ МАСЛО
масло высокой кинематической вязкости (10-12 сСТ при 100 град С) для смазки (2) двигателя в теплое время года. См. также зимнее, всесезонное масло;

ЛИМУЗИН
тип кузова - пассажирский кузов, имеющий перегородку за первым рядом сидений, с открывающимся окном. Германия - Pullman. Вообще принято называть длинную легковую машину как минимум с треми рядами сидений;

ЛИТИЕВАЯ СМАЗКА
мягкая вишневого или зеленого цвета густая смазка (1) для применения во всех узлах трения взамен всех других густых смазок;

ЛИТОЙ КОЛЕСНЫЙ ДИСК
диск, полученный технологическим методом литья из легких сплавов. Впервые применены 03 августа 1924 года;

ЛИТОЛ
желеобразная смазка - литиевая смазка;

ЛИТРАЖ
вместимость в литрах, обычно - характеристика двигателя небольшой мощности;

ЛОБОВОЕ СТЕКЛО
переднее стекло автомобиля. В настоящее время изготавливается по технологии триплекс. В автомобилях ВАЗ (2101-2109) устанавливается через резинку лобового стекла, в современных автомобилях (и в ВАЗ-2110) клеится к кузову. То же, что ветровик;

ЛОБОВОЙ ВАРИАТОР
фрикционный вариатор с ведущим и ведомым дисками, оси которы взаимно перпендикулярны, причем ведущий диск контактирует с торцом ведомого (сбоку). Передаточное отношение изменяется смещением ведущего диска вдоль его оси вращения;

ЛОНЖЕРОН
1) несущая кузовная деталь, расположенная вдоль безрамного кузова. Обычно представляет из себя металлический короб сложной формы, например, задний правый лонжерон;
2) две продолные балки шасси грузового автомобиля;

ЛОНЖЕРОННАЯ РАМА
рама автомобиля, состоящая из двух продольных балок - лонжеронов, соединенных между собой поперечинами. См. лестничная рама. См.также хребтовая рама;

ЛОШАДИНАЯ СИЛА
устаревшая единица мощности, 1л.с.=1,36кВт; применялась для характеристики мощности двигателя. Принял лошадиную силу за единицу мощности паровых машин Джеймс Уатт. Лошадей в то время использовали для самых разных работ - например, для осушения шахт и для привода различного оборудования. И Уатт после многочисленных опытов с конным приводом первым ввел универсальную единицу мощности двигателей - производительность в 33000 фунто-футов в минуту или 76 кгм/с (с введением метрической системы - 75 кгм/с). Правда, такую мощность развивали только самые сильные лошади и совсем недолго, а «среднестатистические» лошадки были вдвое слабее;

ЛЮФТ РУЛЯ
люфт - угол свободного поворота рулевого колеса;

ЛЯМБДА-ЗОНД
датчик кислорода.