Секреты кузовного ремонта


Как правило кузовной ремонт автомобиля требуется в двух случаях: восстановление автомобиля после ДТП; второй случай – предпродажная подготовка и, как следствие, устранение мелких недочетов, которые раньше: «на ходовые качества не влияет, так поезжу». И в том и в другом случае, безусловно лучше обратиться в профессионалам, у которых имеется и все необходимое оборудование, включая покрасочную камеру, и опыт в проведении ремонтных и восстановительных работ. Профессиональны услуги и стоят профессионально. Поэтому некоторые владельцы автомобилей, желая сэкономить, пытаются полностью или частично провести работы самостоятельно.


По сложности выполнения работ, можно выделить мелкий и сложный кузовной ремонт, попробуем разобраться в чем разница.


К мелкому кузовному ремонту можно отнести:

  • полировка. Выполняется при отсутствии глубоких повреждений лакокрасочного покрытия
  • локальная окраска. Применяется, если на корпусе автомобиля есть небольшие царапины и сколы, доходящие до грунтовочного слоя.
  • выравнивание неглубоких вмятин без покраски кузова. Допустимо для авто, у которых есть небольшие вмятины без сколов и трещин в лакокрасочном покрытии.

Полировка относится скорее к косметическим процедурам, необходимым для восстановления и защиты лакокрасочного покрытия автомобиля. Для восстановления защитных свойств лакового покрытия авто применяется абразивная полировка и защитная обработка. В результате восстанавливается не только цвет и блеск лакокрасочного покрытия, но и его защитные свойства. Неглубокие царапины легче всего устранить при помощи специальной полировочной пасты, в состав которой входят мелкие гранулы. Благодаря таким вкраплениям с лакокрасочного покрытия снимается тонкий верхний слой, а сама поверхность избавляется от царапин и приобретает ровный блеск. Слишком часто такую полировку проводить не стоит, можно «дополироваться» до грунта и вместо улучшения внешнего вида добиться совсем обратного эффекта. Специальных инструментов для выполнения полировки не требуется, так что выполнить эту процедуру вполне можно самостоятельно в гаражных условиях.

Если в ходе эксплуатации или мелкого ДТП лако-красочное покрытие авто получило не значительные повреждения, но тем не менее царапины дошли до грунтовки, применяется технология локальной окраски или окраски переходом/наплывом, как не называй этот метод, суть проста: окрашивается небольшой поврежденный участок, без демонтажа детали авто и с частичным переходом на ближайшие неповрежденные участки, для выравнивания цвета. Таким образом, после ремонта не визуализируется чёткая граница в районе места ремонта. В СТО цвет эмали определяется спектрофотометром с последующим подбором на компьютере, поэтому точно соответствует оригиналу. При попытке провести такой ремонт своими силами в гараже, могут возникнуть сложности. Во-первых с подбором цвета, не всегда можно угадать эмаль, определяя цвет «на глаз» и, как бы аккуратно Вы не выполнили работы, все равно место проведения ремонта будет выделяться. Второй нюанс: для покраски нужен распылитель и опыт работы с ним, чтобы не «переборщить» и избежать подтеков. Выходит, что частичную покраску можно провести в гараже, но лучше доверить опытным авто малярам.

Допустим на кузова автомобиля есть небольшая вмятина, но при этом лакокрасочное покрытие не повреждено, выровнять вмятину можно используя специальные рычажные инструменты, различные механические приспособления, вакуумно-клеевые устройства. При чем кузов авто выравнивается без демонтажа детали и малярных работ, характерных для традиционной рихтовки. Такая технология называется Paintless Dent Repair и давно с успехом применяется в Европе. Однако небольшой минус — она требует набора специального инструмента (комплекта небольших рычагов), которыми оказывают давление на внутреннюю поверхность через технологические отверстия авто. Такой способ ремонта сокращает в разы его стоимость, затрачиваемое время, а самое главное, позволяет сохранить заводское лакокрасочное покрытие, что существенно сказывается на цене автомобиля при продаже. Очевидно, что без специального оборудования провести такой ремонт не возможно, а стоимость оборудования значительно перекрывает стоимость аналогичной услуги в специализированных СТО.


На много сложнее обстоят дела со сложным кузовным ремонтом, к которому относятся:

  • выравнивание средних и больших участков кузова с последующим шпатлеванием;
  • устранение разрыва металл сваркой;
  • выравнивание геометрии кузова;

Все работы проводятся в несколько этапов, перед первым арматурным этапом требуется провести демонтаж всех мешающих элементов кузова. К примеру, если требуется убрать вмятины на карте двери, придется снимать обшивку, замки, элементы механизма стеклоподъемника и многое другое. А если требуется восстановление геометрии кузова, вероятнее всего, понадобится полностью освобождать салон. В зависимости от марки машины, объема работ, опыта мастера и наличия необходимого оборудования, арматурные работы могут занять от пары часов до двух – трех рабочих дней.

Далее наступает очередь жестяных работ. Этот этап включает в себя исправление различных кузовных вмятин, устранение очагов коррозии, установку металлических заплат, путем их приваривания и другие подобные работы. Кто хоть раз участвовал в процессе восстановления кузова после серьезной вмятины, наверняка сталкивался с вопросом: что делать с излишком железа, который остается после исправления вмятины и приводит к эффекту играющего «пузыря»? Мастера кузовного ремонта прекрасно знают, что такой дефект играющей поверхности устраняется путем прогревания «пузыря» газом (ацетиленом/кислородом) с последующим резким охлаждением, что вызывает натяжение металла. Но есть более дешевый, более компактный и более простой способ: дюза с пьезорозжигом в паре с аэрозольным баллончиком вполне заменят «газовый пост». Прогрев проблемный участок докрасна и затем, остудив его, можно избавиться от играющего «пузыря». Если какой-то элемент кузова не подлежит восстановлению, то его нужно заменить на новый.
Подготовительные работы. Весь кузов очищается от старой краски, все имеющиеся неровности сглаживаются шпатлевкой, далее шлифовка и нанесение грунтовки.

Шлифовку проблемных мест необходимо проводить до полного исчезновения острых сколотых краев краски, ржавчины, отшелушивания. После этого, проведя обезжиривание поверхности, можно накладывать шпатлевку в зависимости от характера повреждения и материала поверхности. Далее идет шлифование. Чтобы не повредить участки поверхности за пределами зоны ремонта, используют малярный скотч (им обклеивают края зоны). После зашлифовки первого слоя наносится второй слой — финишной шпатлевки, после высыхания которого поверхность обезжиривается. Теперь подготовленную поверхность автомобиля можно грунтовать и окрашивать. Перед нанесением грунтовочного состава поверхность необходимо предварительно подготовить — обработать до появления матовости. Затем следует хорошо ополоснуть поверхность и высушить. После этого необходимо заклеить участки, которые не будут окрашиваться (фары, стекла, ручки и т. д.) и можно приступать к грунтовке. Грунтование проводят, как правило, используя пульверизатор и компрессор. Разведенную грунтовку наносят на зашпаклеванные участки в несколько слоев, давая слоям подсохнуть. Усадка и сушка грунта займет 1-2 дня. Последним этапом грунтования будет финишная зачистка грунта наждачной бумагой. Подбор абразивных материалов для проведения подобных процедур является индивидуальным в каждом конкретном случае и осуществляется в зависимости от глубины обработки. Если Вы рискнете проводить работы самостоятельно, основное правило для автолюбителей: процесс разбавления расходных материалов требует строго соблюдения предписанных производителем пропорций, указанных на банке с расходным материалом или в инструкции по применению. Нарушение таких пропорций (особенно это важно для покровных лаков и красок) приводит, как правило, к дефектам (потекам, появлению шагрени и т. д.). Растекание краски и вязкость других расходных материалов зависит от соотношения растворителя и, соответственно, от скорости его испарения.


Особое место в кузовном ремонте авто занимает покраска авто. Это последний этап кузовного ремонта. Покраска производится только в хорошо освещенном помещении, чтобы можно было увидеть все проявляющиеся дефекты, лучше использовать покрасочную камеру, которая обязательно должна быть в специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом.